01.09.2023
Медиация (от
лат. mediare — посредничать) — это способ урегулирования споров при содействии
медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими
взаимоприемлемого решения.
Медиация
основывается на принципах:
- добровольности;
- независимости и беспристрастности посредника;
- сотрудничества и равноправия сторон;
- конфиденциальности.
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или
жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам
избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно
разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения
подобного в будущем.
Главная цель медиации – превратить школу в
безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного
процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в
школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов
разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором,
способствует выработке внесудебного решения.
Задачи службы примирения:
— снижение административных и ориентированных на
наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения
несовершеннолетних.
— развитие различных видов восстановительных программ.
— передача ценностей восстановительной культуры
(ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам,
администрации, школьникам и родителям.
— включение восстановительного подхода в существующие
в школе формы управления и воспитания (родительские собрания, педагогические
советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными
участниками образовательного процесса.
Виды восстановительных
программ
Круг ответственности — первичная
профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения
в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями
первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю
школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса
чувствуется невысказанная напряженность).
Программа примирения — урегулирование
конфликтов между школьниками (учащимися).
Восстановительная медиация — урегулирование
конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
Круг сообщества — урегулирование групповых конфликтов
в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным
ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.
Семейный совет — согласование позиций и интересов детей,
родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей
включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы
примирения.
Программа по заглаживанию вреда — вторичная
профилактика и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п.— обычно с привлечением специалистов территориальной службы
примирения.
«Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные
многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса
(когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги,
администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.
Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для
педагогов и классных руководителей.
Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной
организации для администрации и
управленческо-педагогической команды образовательной организации — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.