Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся (вариант 6.1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 имени К. И. Недорубова
ст.Кущевская Краснодарский край

ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
МАОУ СОШ № 16
им.К.И.Недорубова
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ СОШ № 16
им. К.И.Недорубова
О.Н.Шелест
Приказ от 31.08.2023г. № 124 _

Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.1.)
2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................... 3
2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) .................................................. 6
2.1. Целевой раздел ................................................................................................................... 6
2.1.1. Пояснительная записка ................................................................................................... 6
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно
двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования .......................................................................................... 7
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного
аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования ....................... 9
2.2.
Содержательный раздел ................................................................................................ 10
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной
работы ................. 10
2.3.
Организационный раздел ............................................................................................ 10
2.3.1. Учебный план ................................................................................................................. 15
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата ..................................................................................................................................

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опопрно-двигательного
аппарата.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального
общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА - это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с
НОДА на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для обучающихся с НОДА.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА
составляют:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №
203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ;
• Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и
другие нормативно-правовые акты в области образования;
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
• Устав образовательной организации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с НОДА состоит из двух частей:
- обязательной части,
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования
для обучающихся с НОДА.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата образовательной организацией создана дифференцированная
адаптированная общеобразовательная программа с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты 6.1).
В структуре варианта адаптированной программы представлены:
1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения
АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к
развитию обучающихся).
2. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
адаптированных
образовательных программ начального общего образования.
3. Содержание образования:
- Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса
(Примерный календарный учебный график).
- Рабочие программы учебных предметов.
- Программа духовно-нравственного развития.
3

- Программы коррекционных курсов.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
НОДА на ступени начального общего образования.
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
- Программа внеурочной деятельности.
4. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
5. Условия реализации ООП:
- кадровые условия,
- финансово-экономические условия,
- материально-технические условия.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с
НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с
НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников
и др.);
4

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.

5

2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ
6.1)
2.1. Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в
школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт
общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включѐн в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании
школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены
действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные
условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА
по первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть
специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для
реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа
(требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается
Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции
ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом,
программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной
программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и
результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом
образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном
варианте.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО
Представлены в разделе 1. Общие положения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений
развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и
времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного
аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько;
классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная
классификация болезней 10-го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов
нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации
медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребѐнка с НОДА в образовательном процессе, задачами
которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития,
своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка еѐ результативности,
необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически

ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на
оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций
опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно
или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят
своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить
особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
• обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
• требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
• необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
• индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребѐнка;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при
условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными
приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с
НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в
самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий
режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
с
нарушениями
опорно-двигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые
результаты реализации этой программы для каждого обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению«Медицинская коррекция и реабилитация »:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приѐме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и
7
др.).

- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.
- Понимание ребѐнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение
адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять
учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьѐй для принятия решения в
области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих
возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней
жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребѐнка в этом
направлении.
- Стремление ребѐнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и
других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению:«Психологическая коррекция познавательных процессов»
- Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные
и
метрические
признаки
предметов,
использование
словесного
обозначения
пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению«Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка,
повышение
активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
4. Требования к результатам
реализации программы
коррекционной
работы по направлению:«Психологическая коррекция социально-психологических
проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие
проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
8
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими
людьми.
6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению«Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку
ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться
рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации
ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»,
выдаваемой федеральными государственными учреждениями Медико-Социальной
Экспертизы.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребѐнка в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребѐнка в повседневной жизни по
следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в
условиях инклюзии:
• адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
• способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
• владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
9
взаимодействия (т. е. самой формой поведения,
его социальным рисунком);

• осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации;
• осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1.
ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и понятных всем членам
экспертной группы условных единиц (0 - 3 балла), характеризующих достигнутый уровень
жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.
2.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ЗПР, программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО.
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА должна соответствовать
структуре данного вида программы, представленной в ФГОС начального общего образования.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для
всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления
образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную
образовательную программу:
- медицинская коррекция и реабилитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи.
Обязательным условием усвоения варианта 6.1. стандарта является систематическая
специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского
коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая
поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками,
родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом.
В МАОУ СОШ №16 педагоги-психологи реализуют коррекционно-развивающую
программу для школьников с (НОДА) «Коррекция психоэмоционального состояния и
физическая реабилитация»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время число детей с церебральным параличом становится больше ДЦП - это
группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или
послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и
психических нарушений.
В наиболее общем виде основные10принципы деятельности специалистов, в первую

очередь психологов, с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С.Выготским и в
работе ведущих дефектологов и психологов страны. В то же время до сих пор они
недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют
методическое обеспечение психологической деятельности. Это подвело нас к созданию
коррекционно-развивающей программы для детей с двигательными нарушениями
опорно-двигательного аппарата при детских церебральных параличах.
Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в
психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды,
так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой
моторики и мимических мышц, поведения в целом.
Цель программы: помощь детям с НОДА при ДЦП справиться с переживаниями,
которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению с
окружающими людьми.
Задачи программы:
•
стимулирование и активизирование мышечного тонуса;
•
снятие эмоционального напряжения;
•
помощь в преодолении негативных переживаний;
•
создание позитивного настроя;
•
воспитание уверенности в себе;
•
развитие коммуникативных навыков;
•
развитие способности распознавать эмоции по внешним признакам.
Предмет психокоррекции - эмоциональная сфера ребѐнка.
Объект психокоррекции - обучающийся с нарушениями НОДА при ДЦП.
Структура и содержание занятий
Содержание психокоррекционной работы представлено индивидуальной формой
работы. Все задания, преимущественно игровые. Задания подаются по образцу (показу и
одновременно по развернутой речевой инструкции). Ведется контроль над правильностью
выполнения тех или иных движений.
Каждое занятие имеет шесть этапов работы.
1. Массаж лица
Кончиками пальцев осуществлять легкие движения:
1) поглаживающие;
2) постукивающие;
3) разминающие;
2. Дыхательные упражнения
Улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Важно научить ребенка чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он
дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Основу дыхательных упражнений,
способствующих расслаблению, составляют упражнения с углублением и замедлением вдоха
и выдоха, что достигается путем длительного произнесения гласных звуков (а, у, о), шипящих
согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах-ох ух).
3. Развитие мелкой моторики
Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и
мышечных зажимов. Упражнения с бусами.
Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал-дерево,
желуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых четок,
постепенно снижая или увеличивая темп. Перебирание четок нормализует ритм дыхания,
успокаивает. Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью-чтением
стихотворения либо скороговорки.
Упражнения с мячами

11

Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно
возникает, когда попадѐт в руки ребѐнка.
Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить закрыть глаза и
почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и
т.д. Следует обратить внимание ребѐнка на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.
4.

Развитие способностей распознавать эмоции и умения выражать их.

Ребѐнок выполняет упражнение творческого подражательно-исполнительского характера.
Угадывает эмоции и воспроизводит их.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Коммуникативные упражнения направлены на расширение “открытости” по
отношению к партнеру, способности чувствовать, принимать и понимать его. Совместная
деятельность дает ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
6. Снятие эмоционального напряжения и создание положительного настроя.
Эта часть занятия предполагает проведение релаксационных упражнений на снятие
напряжения, чувства беспокойства. С помощью данного вида работы у ребѐнка развивается
умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, ощущения и чувства.
Релаксация проводится с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция
в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью
единого процесса.
В этой же части подводятся итоги занятия, ребѐнок получает домашнее задание.
Методы и приемы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Этюды.
Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
Беседы.
Моделирование и анализ заданных ситуаций.
Массаж лица.
Дыхательные упражнения.
Упражнения для мелкой моторики.
Релаксация.
Использование музыкальных записей.

Список литературы.
1. М.Ю.Катушина Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. И.В.Ганичева Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей
работе с детьми.М.: Книголюб, 2004.
3. Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера,
2002.
4. И.Л.Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.:
Книголюб, 2004.
5. Н.Яковлева Психологическая помощь школьнику. СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
6. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т. 4, 3,
1. М.: Генезис, 1999.
7. Н.ЯковлеваПсихологическаяпомщь дошкольнику. СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
Программа коррекционно - развивающего курса «Предметно-практические действия»
Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления,
речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР,
достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических
манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь,
направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
12
Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций,

которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с
различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами»,
«Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и
осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной
деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем
используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной
бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические
действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной
фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Содержание коррекционного курса.
Действия с материалами. Сминание материала. Разрывание материала. Размазывание
материала. Разминание материала. Пересыпание материалов. Переливание материалов.
Наматывание материала. Действия с предметами. Захват, удержание, отпускание предмета.
Встряхивание предмета. Толкание предмета. Вращение предмета. Нажимание на предмет
(всей рукой, пальцем). Сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть
предмет. Вынимание предметов. Складывание предметов. Перекладывание предметов.
Вставление предметов. Нанизывание предметов.
Программа коррекционно - развивающего курса «Сенсорное развитие».
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт
человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется.
Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет
чувственный опыт, который накапливается в процессе восприятия различных ощущений.
Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому
педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет
благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы. Программно-методический
материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие»,
«Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых
ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются
психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная
отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения
формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои
ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему
лучше ориентироваться в окружающем мире.
Содержание коррекционного курса.
Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на
неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за
движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу,
вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
13
Слуховое восприятие. Локализация неподвижного
источника звука, расположенного на

уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся
источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение
звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на
прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево,
металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный,
теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на
давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное,
вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на
соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по
характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.
Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький,
сладкий, кислый, соленый).
Коррекционно-развивающая работа по курсу «Предупреждение нарушения письма»
включает три основных направления:
а) Развитие устной речи как основы формирования письма
предполагает развитие, уточнение и активизацию речевого запаса по лексическим
темам; развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать
правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием
разных
способов
словообразования,
понимать
и
правильно
использовать
лексико-грамматические конструкции; коррекцию дефектов произношения; развитие
фонематического восприятия (развитие способности различать оппозиционные звуки
изолированно); развитие фонемного и слогового синтеза и анализа.
б) Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма
предполагает развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор
соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы,
тренировка в написании строчной и прописной буквы.
в) Развитие процессов, составляющих базу формирования письма
предполагает развитие речеслухового восприятия (умение выделять звук на фоне слова
и определять его место), зрительно-пространственного восприятия (вписывание в схему слова
буквы, обозначающей заданный звук), зрительной памяти (сравнение, сопоставление и
нахождение одинаковых букв), двигательной памяти (комментированное поэлементное
письмо буквы при обводке и самостоятельном написании), образной памяти (создание
ассоциативных и смысловых звуко-буквенных связей).
Система комплексных (групповых, подгрупповых, индивидуальных) занятий по
развитию языковой способности детей построена на основе тематического планирования с
использованием динамической наглядности, определенным образом сгруппированной
(структурированной). В содержании лежит одновременная системная направленность на
развитие всех аспектов речевой, языковой, мыслительной деятельности детей и всех
психических процессов (внимание, восприятие, память, операции анализа и синтеза и т. д.).
Все занятия составлены по единому алгоритму, предусматривающие разные виды
деятельности детей.
Предметными результатами коррекционно-развивающей работы являются:
Показатели динамики правильного развития устной речи:
-умение правильно произносить звуки;
14

-умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные
твердые и мягкие, звонкие и глухие;
-умение определять количество и последовательность звуков в слове;
-умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками.
-умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задачей;
-умение наблюдать за использованием в речи синонимов и антонимов;
-умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
-умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово и др.
-правильный выбор языковых средств устного общения;
-соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на
реплики, поддерживать разговор);
-овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение,
аргументировать его (овладение основными умениями ведения разговора: начать, поддержать
и закончить разговор, привлечь внимание и т. п.)
-практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную
тему с использованием разных типов речи (описание, повествование с элементами
рассуждения) и др.
Показатели динамики правильного формирования письма:
-развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
-умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным
начертанием письменных строчных и прописных букв;
-правильное письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с их
произношением, безошибочное списывание;
-понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса; -различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);
-умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
частей текста, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на
вопросы к тексту.
Успешное освоение вышеперечисленных показателей динамики правильного
формирования письма и развития устной речи приведет к достижению планируемых
результатов: отсутствие или незначительное количество дисграфических ошибок на письме,
нестойкий характер проявления ошибок при выполнении репродуктивных письменных
заданий (письмо под диктовку, списывание).
2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют
ФГОС НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов.
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в
зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Кадровые условия
Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей
основную общеобразовательную программу начального общего образования для
обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным
характеристикам по соответствующей должности.
Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения
профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы,
применения, обобщения и распространения опыта использования современных
15
образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА.

Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу начального
общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), имеют высшее или
среднее специальное профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из
вариантов программ подготовки:
- получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению
«Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки);
- получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности «Начальное
образование»;
получение квалификации «учитель» по другим специальностям при наличии
переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение
профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области
инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной
работы (вариант 6.1.), имеют высшее профессиональное образование и квалификацию/степень
не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки:
Учитель-дефектолог имеет высшее профессиональное образование по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам
подготовки олигофренопедагога;
Педагог-психолог имеет высшее профессиональное образование по специальности
«Специальная психология»;
Учитель-логопед имеет высшее профессиональное образование по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам
подготовки бакалавра в области логопедии;
Все специалисты прошли профессиональную переподготовку или курсы повышения
квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования,
подтвержденную сертификатом установленного образца.
Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование по другим
специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы
также прошли подготовку в области коррекционной педагогики, что подтверждается
документом соответствующего образца.
Педагогические работники - (учитель начальных классов, учитель музыки, учитель ИЗО,
учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог,
социальный педагог, педагог дополнительного образования) 8 чел - наряду со средним или
высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой
должности направлению (профилю, квалификации) подготовки имеют удостоверение о
повышении квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.
Руководящие работники (директор школы) - 1 чел - наряду с высшим
профессиональным педагогическим образованием имеют удостоверение о повышении
квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.
Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы включает:
> характеристику укомплектованности образовательного учреждения;
> описание уровня квалификации работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность, и их функциональных обязанностей;
> описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и
повышения квалификации педагогических работников;
> описание системы оценки деятельности членов педагогического коллектива.
Кадровое обеспечение квалифицированными кадрами.
Для реализации образовательной программы имеется коллектив специалистов,
выполняющих функции:
Специалисты
Функции
Количество
№/п
специалистов
1. Учитель
Организация условий для успешного
продвижения ребенка в рамках
образовательного
процесса
8
16

2. Психолог

3.
4.

5.

6.
7.

8.

9.

10

Помощь педагогу в выявлении условий,
необходимых для развития ребенка в
соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями
Коррекция отклонений в развитии речи
Логопед
обучающихся
Дефектолог
Выявление учащихся, обладающих
отклонениями в развитии, участие в
коррекционно-образовательном процессе,
который направлен на предупреждение,
компенсацию и коррекцию в
интеллектуальном и сенсорном развитии
детей.
Организует внеклассные и внешкольные
Старшая вожатая мероприятия
Библиотекарь
Обеспечивает интеллектуальный и
физический доступ к информации,
участвует в процессе воспитания
культурного и гражданского
самосознания, содействует
формированию информационной
компетентности уч-ся путем обучения
поиску, анализу, оценке и обработке
информации
Педагог
Обеспечивает реализацию программ
дополнительного дополнительного образования
образования
Обеспечивает для специалистов ОУ
Административ
условия для эффективной работы,
ный персонал
осуществляет контроль и текущую
организационную работу
Медицинский
Обеспечивает первую медицинскую
персонал (по
помощь и диагностику, организует
согласованию с
диспансеризацию и вакцинацию
«Кущевская
школьников
ЦРБ»
Обеспечивает функционирование
Информационно информационной структуры (включая
технологический ремонт техники, поддержание сайта
персонал
школы и пр.)

1
1
1

1
1

1

4

1

1

МАОУ СОШ № 16 на сегодняшний день полностью укомплектована
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного
образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В
соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть
предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного
уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребѐнка в общеобразовательную
среду.
Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного
общего образования опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих
конституционное право граждан на бесплатное и общедоступное общее образование. Объѐм
действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию
государственных (муниципальных) образовательных
услуг в соответствии с требованиями
17

федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Задание учредителя обеспечивает соответствие
показателей объѐмов и
качества предоставляемых образовательным учреждением услуг (выполнения работ) с
размерами направляемых на эти цели средств бюджета.
Материально-технические условия
Важным условием реализации основной образовательной программы НОО для
обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся
с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, позволяют ребенку с не глубокими
поражениями ОДА беспрепятственно передвигаться. В ОО нет пандусов, лифтов,
подъемников, есть поручни для подъема по лестничным пролетам, и достаточная ширина
дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку,
передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью небольших приспособлений.
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений
требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому
наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше.
В
ОО
созданы
условия
для
функционирования
современной
информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные
ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
соответствующих технических средств и технологий, обеспечивающих достижение каждым
обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.
Материально-технические
условия
реализации
адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования обеспечивают возможность
достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также
соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т. д.);
- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской,
комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- пожарной и электробезопасности;
- требований охраны труда;
- своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации,
объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования детей с НОДА соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных
учреждений, предъявляемым к:
- участку образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение,
размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной
деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
- зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная среда во всех
помещениях здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления
образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь,
освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных
занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности,
структура которых обеспечивает возможность для организации урочной и внеурочной
учебной деятельности);
- помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального
зала, число читательских мест, медиатеки);
18
- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления

пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том
числе горячих завтраков;
- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством,
роботехникой, моделированием, техническим
творчеством,
естественнонаучными
исследованиями, иностранными языками,
- актовому залу;
- спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
- помещениям для медицинского персонала;
- мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
- расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и
машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства,
технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой
информации).
Образовательная организация за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных
в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение
образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья отвечает не только общим, но и специфическим образовательным
потребностям обучающихся с НОДА. В связи с этим в структуре материально-технического
обеспечения процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна быть
отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребѐнок с НОДА;
- организации рабочего места ребѐнка с НОДА;
- техническим средствам комфортного доступа ребѐнка с НОДА к образованию.
Материально - технические условия реализации Адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования для лиц с ОВЗ включают в себя параметры и
характеристики: санитарно - гигиенические условия, санитарно - бытовые условия, пожарную
и электробезопасности, охрану труда, текущий ремонт, капитальный ремонт.
Цель мероприятий по проведению материально-технических условий школы в соответствии с
ФГОС НОО ОВЗ- создание современной предметно- образовательной среды обучения
начальной школы.
№
п/п
1.
1.1.

1.2.

Материально-технические условия и их параметры
Материально-технические условия реализации основной
образовательной программы основного общего образования
обеспечивают:
Возможность достижения обучающимися установленных
требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования
Соблюдение:
-санитарно-эпидемиологических требований к
образовательному процессу (требования к водоснабжению,
канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму,
средствам обучения, учебному оборудованию и т.д.);
- требований к санитарно-бытовым условиям (наличие
оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
-пожарной и электробезопасности;
- требований к социально-бытовым условиям (наличие
оборудованного рабочего места учителя и каждого
обучающегося, учительской с рабочей зоной и местами для
отдыха, комнат психологической разгрузки;
административных кабинетов (помещений); помещений для
питания обучающихся, хранения19и приготовления пищи, а
также, при необходимости, транспортное обеспечение

Оценка
х
да
х
да

да
да
да

1.3.

2.

3.
3.1.

3.2.

3.3.
3.4.

3.5.
3.6.
3.7.

обслуживания обучающихся);
-строительных норм и правил;
-требований пожарной и электробезопасности;
-требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда
работников образовательных учреждений;
-требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
-требований к организации безопасной эксплуатации
улично-дорожной сети и технических средств организации
дорожного движения в местах расположения
общеобразовательных учреждений;
-требований к организации безопасной эксплуатации
спортивных сооружений, спортивного инвентаря и
оборудования, используемого в общеобразовательных
учреждениях;
-своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта.
Архитектурную доступность (возможность для
беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов к объектам
инфраструктуры образовательного учреждения)
Здание образовательного учреждения, набор и размещение
помещений для осуществления образовательного процесса,
активной деятельности, отдыха, питания и медицинского
обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и
воздушно - тепловой режим, расположение и размеры рабочих,
учебных зон и зон для индивидуальных занятий соответствует
государственным санитарно эпидемиологическим правилам и
нормативам и обеспечивает возможность безопасной и
комфортной организации всех видов учебной и внеурочной
деятельности для всех участников образовательного процесса
Образовательное учреждение имеет:
Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами
обучающихся и педагогических работников, лекционные
аудитории
Помещения для занятий
-учебно-исследовательской и проектной деятельностью,
моделированием и техническим творчеством (лаборатории и
мастерские);
-музыкой;
-хореографией;
-изобразительным искусством
Лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение
иностранных языков
Информационно-библиотечные центры с рабочими зонами,
оборудованными:
-читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими
сохранность книжного фонда;
-медиатекой
Актовый зал
Хореографический зал
Спортивные сооружения:
-комплексы;
-залы;
-бассейн;
-стадион;
-спортивные площадки;
20
-тир,

да
да
да
да
да

да

да
да

да

х
частично
х
да
да
нет
да
нет
х
да
да
да
да
х
да
да
Х

да
да
нет

3.8.

3.9.
3.10.

3.11.
3.12.
3.13.
3.13.
3.14.

3.15.
4.
4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

оснащенные игровым, спортивным оборудованием и
инвентарем;
-автогородок
Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления пищи, обеспечивающие возможность
организации качественного горячего питания, в том числе
горячих завтраков
Помещения медицинского назначения, оснащенные
необходимым оборудованием
Административные помещения,
оснащенные необходимым оборудованием. в том числе для
организации учебного процесса с детьми-инвалидами и детьми
с ограниченными возможностями здоровья.
Гардеробы
Санузлы
Места личной гигиены
Участок
(территорию)
с
необходимым
набором
оборудованных зон
Полные комплекты технического оснащения и оборудования
всех предметных областей и внеурочной деятельности,
включая расходные материалы и канцелярские
принадлежности (бумага для ручного и машинного письма,
картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске),
изобразительного искусства, технологической обработки и
конструирования, химические реактивы, носители цифровой
информации)
Мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь
Материально-техническое оснащение образовательного
процесса обеспечивает возможность:
Реализации индивидуальных образовательных планов
обучающихся, осуществления их самостоятельной
образовательной деятельности
Включения обучающихся в проектную и
учебно-исследовательскую деятельность, проведения
наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием:
учебного лабораторного оборудования; цифрового
(электронного) и традиционного измерения, включая
определение местонахождения; виртуальных лабораторий,
вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций
основных математических и естественнонаучных объектов и
явлений
Художественного творчества с использованием ручных,
электрических и ИКТ- инструментов и таких материалов, как
бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик,
различные краски, глина, дерево, реализации художественнооформительских и издательских проектов, натурной и
рисованной мультипликации
Создания материальных и информационных объектов с
использованием ручных и электроинструментов,
применяемых в избранных для изучения распространенных
технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных,
технологиях ведения дома, информационных и
коммуникационных технологиях), и таких материалов, как
дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина
Формирования личного опыта применения универсальных
учебных действий в экологически
21 ориентированной

х
нет
да

да
да
х
да
да
да
да
частично

частично
х
частично
да

частично

да

да

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

4.10.

4.11.

4.12.

4.13.

4.14.
4.15.

4.16.
4.17.

социальной деятельности, развитие экологического мышления
и экологической культуры
Проектирования и конструирования, в том числе моделей с
цифровым управлением и обратной связью, с использованием
конструкторов; управления объектами; программирования
Наблюдений, наглядного представления и анализа данных;
использования цифровых планов и карт, спутниковых
изображений
Физического развития, систематических занятий физической
культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и
оздоровительных мероприятиях
Исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных
произведений с применением традиционных народных и
современных инструментов и цифровых технологий
Занятий по изучению правил дорожного движения с
использованием игр, оборудования, а также компьютерных
технологий
Размещения продуктов познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся в информационно-образовательной среде
образовательного учреждения
Проектирования и организации своей индивидуальной и
групповой деятельности, организации своего времени с
использованием ИКТ; планирования учебного процесса,
фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов
(выступлений, дискуссий, экспериментов)
Обеспечения доступа в школьной библиотеке к
информационным ресурсам Интернета, учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на
электронных носителях, к множительной технике для
тиражирования учебных и методических текстографических и
аудио-видеоматериалов, результатов творческой, научноисследовательской и проектной деятельности учащихся
Планирования учебного процесса, фиксации его динамики,
промежуточных и итоговых результатов
Проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
досуга и общения обучающихся с возможностью для
массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации
сценической работы, театрализованных представлений,
обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа
сопровождением
Выпуска школьных печатных изданий, работы школьного
телевидения
Организации качественного горячего питания, медицинского
обслуживания и отдыха обучающихся

да
да
да
да
да
да

да

да

да
да

нет
да

Созданные в МАОУ СОШ №16 им. К.И.Недорубова условия для реализации АООП ФГОС
НОО ОВЗ
• соответствуют требованиям Стандарта;
• обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП НОО и
реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;
• учитывают особенности образовательного учреждения, его организационную
структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;
• предоставляют возможность взаимодействия
с социальными партнѐрами,
22

использования ресурсов социума.
Система условий реализации АООП НОО базируется на результатах проведѐнной в ходе
разработки программы комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы,
включающей:
• анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и ресурсов реализации
АООП НОО;
• установление степени их соответствия требованиям Стандарта, а также целям и задачам
АООП НОО, сформированным с учѐтом потребностей всех участников образовательного
процесса;
• выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся
условиях для приведения их в соответствие с требованиями Стандарта;
• разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и возможных
партнѐров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
• разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
• разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации промежуточных
этапов;
Оценка материально-технических условий реализации адаптированной основной
образовательной программы
• разработанного графика (дорожной карты).
оснащения
1. Компоненты оснащения
учебного (предметного)
кабинета начальной школы

2. Компоненты оснащения
методического кабинета
основной школы

1.1. Нормативные документы,
программно методическое
обеспечение, локальные акты:
...
1.2. Учебно-методические
материалы:
1.2.1. УМК по предметам
1.2.2. Дидактические и
раздаточные материалы по
предметам
1.2.3. Аудиозаписи, слайды по
содержанию учебных
предметов
1.2.4. ТСО, компьютерные,
информационнокоммуникационные средства
1.2.5. Учебно-практическое
оборудование:
1.2.6. Оборудование (мебель)
2.1. Нормативные документы
федерального, регионального и
муниципального уровней,
локальные акты.
2.2. Документация ОУ
2.3. Комплекты
диагностических материалов.
2.4. базы данных: учащихся
,учителей
2.5. Материально-техническое
оснащение.

имеется в наличии
имеется в наличии

имеется в наличии

имеется в наличии

имеется в наличии
имеется в наличии
имеется в наличии

имеется в наличии
имеется в наличии
имеется в наличии
имеется в наличии

В МАОУ СОШ №16 им. К.И.Недорубова имеются в наличии на основе СанПиНов
помещения: для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха,
23
питания и медицинского обслуживания обучающихся,
их площадь, освещенность и воздушно-

тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон для индивидуальных
занятий, которые должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации
всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного
процесса.
№
п/п
1
2
3

4

Требования ФГОС, нормативных и локальных актов
Необходимое оборудование и оснащение
Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими
местами обучающихся и педагогических работников
Лекционные аудитории
Помещения для занятий учебно-исследовательской и
проектной деятельностью, моделированием и
техническим творчеством
Необходимые для реализации учебной и внеурочной
деятельности лаборатории и мастерские

24

Необходимо/ имеются в
наличии
имеется в наличии
Необходимо
имеется в наличии
имеется в наличии

25

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».